В смерти Качиньского виноват генерал
Командующий ВВС Польши Анджей Бласик, который в момент крушения Ту-154 Леха Качиньского находился в кабине пилотов, был в напряженных отношениях с членами экипажа.
Об этом сообщает польский еженедельник Wprost, ссылаясь на материалы расследования катастрофы под Смоленском.
После того как выяснилось, что лишним человеком в кабине пилотов был именно генерал Бласик, следователи решили узнать, какова его роль в катастрофе. Вдовы погибших летчиков рассказали им, что Бласик ранее, до последнего рейса Ту-154, пытался командовать президентскими пилотами. Более того, иногда он садился в кресло второго пилота и управлял самолетом до посадки. Женщины также отметили, что присутствие генерала, несомненно, действовало на их мужей "угнетающе".
"Время новостей" приводит показания вдовы техника Анджея Михаляка. По ее словам, генерал принуждал военнослужащих 36-го спецполка транспортной авиации проводить в Закопане пешие учения на выживание. "По мнению мужа, такого рода занятия в труднейших условиях не имели смысла для экипажей пассажирских самолетов, ведь у них нет возможности катапультироваться и шансов выжить в случае трагедии", - цитирует издание Малгожату Михаляк. Женщина подчеркнула, что Бласик бывал очень недоволен отсутствием больных и даже проверял у врачей, не симулируют ли пилоты, "заставляя их поддерживать организм в кондиции форсированным маршем с тяжелыми рюкзаками по горам".
Супруга погибшего командира президентского Ту-154М капитана Аркадиуша Протасюка также сообщила, что у генерала был весьма трудный характер, он не терпел возражений и всегда говорил в повелительном тоне. "Зная моего мужа, могу утверждать, что ситуация была для него психологически неудобной", - в заключение сказала женщина.
Впрочем, на сторону погибшего главкома ВВС встала его вдова Эва Бласик. Как сообщают польские СМИ, она утверждает, что ее муж входил в кабину пилотов 10 апреля чтобы "защитить непосредственно экипаж от прямых вопросов типа "Вовремя ли приземлимся?" или "Успеем?".
Ранее сообщалось, что кроме Анджея Бласика в кабине пилотов находился еще один посторонний человек - это директор дипломатического протокола министерства иностранных дел Польши Мариуш Казана. Впрочем, из записей "черных ящиков" не ясно, о чем говорили Бласик и Казана: их речь неразборчива.
Напомним, Межгосударственный авиационный комитет 20 октября передал главе польской правительственной комиссии Эдмунду Клиху отчет о причинах катастрофы лайнера Ту-154 Вместе с 200-страничным документом польская сторона также получила протокол исследования бортовых элементов системы самолета, найденных на месте катастрофы.
На следующий день секретарь Нациионального авиационного совета Польши Томаш Хыпки заявил, что результаты расследования смоленской авиакатастрофы могут оказаться для польской стороны сокрушительными, так как организация полета в Россию была крайне плохой. Он подчеркнул, что "полет польской делегации был очень плохо подготовлен польской стороной, хотя при согласии российской стороны". Ранее официальная Варшава признала, что большая часть вины лежит на польской стороне.
Президентский Ту-154 потерпел крушение 10 апреля 2010 г. под Смоленском. На его борту помимо президента Леха Качиньского были представители командования польских Вооруженных сил, депутаты парламента, несколько епископов католической церкви и общественные деятели. Из 89 пассажиров, которые летели для участия в траурной церемонии в Катыни, не выжил никто.
|