Определен возможный способ постройки Стоунхенджа
Неожиданное объяснение механизма постройки знаменитого Стоунхенджа предложили специалисты из Экстерского университета.
По их мнению, неолитические "инженеры" могли использовать подшипники для перемещения огромных каменных глыб, сообщает "Компьюлента".
До сих пор ученым не удалось найти однозначный ответ на вопрос, каким образом колоссальные каменные плиты доставляли из карьера на равнине Солсбер (графства Уилтшир) в Пембрукшир (Уэльс). Исследователи пробовали преодолеть данное расстояние в 250 километров, используя деревянные ролики. Однако этот эксперимент оказался неудачным, так как следов, которые должны были оставить ролики со столь значительным грузом, обнаружено не было.
Сотрудники Эксетерского университета сосредоточились на изучении загадочных каменных шаров, обнаруженных в Абердиншире (Шотландия) возле памятника, аналогичного Стоунхенджу, но с гораздо более крупными камнями. Исследователи отметили, что все найденные шары имели схожие размеры, в пределах миллиметра. Это позволило предположить, что шары должны были использоваться вместе, а не по отдельности.
Для проверки данной теории ученые проделали в досках них пазы и вставили туда для начала деревянные шары. Конструкцию поместили на другие доски с вырезанными в них дорожками, а сверху положили бетонные плиты. Для приведения полученной конструкции в движение понадобился лишь небольшой толчок.
Затем ученые приступили к созданию полномасштабной модели. В целях экономии средств вместо типичного для неолита дуба использовались мягкие сорта древесины, также не все деревянные шарики были заменены на гранитные. Однако, как и в случае с первой моделью, конструкция легко сдвинулась.
По оценкам ученых, такая конструкция позволяет перемещать грузы на значительные расстояния. Так, упряжка волов вполне могла перевозить тяжелые плиты для Стоунхенджа на 15 км ежедневно. При этом задние доски с подшипниками перемещались вперед по мере продвижения, не оставляя никаких серьезных следов.
|