Психологи: В обществе возник новый вид стресса
Ученые Челябинского государственного университета установили: каждый второй старшеклассник, проживающий на экологически неблагополучных территориях Южного Урала, находится в состоянии экологического стресса.
Как результат - он пессимистично смотрит на жизнь, окружающую среду оценивает как опасную, а людей, в ней живущих, воспринимает как жертв обстоятельств.
Последние 20 лет отечественные и зарубежные психологи активно изучают психологические аспекты реакции на экологические риски. Исследователи убеждены: сегодня в обществе возник особый вид стресса, вызванный воздействием неблагоприятных условий среды, ожиданием такого вредного влияния и его последствий. Один из психологов предложил назвать это явление экологическим стрессом. Однако до сих пор структура подобного стресса, его роль в жизни человека и факторы, влияющие на его интенсивность, почти не изучены.
Ученые ЧелГУ решили проанализировать влияние экологического стресса на социально-психологическую адаптацию старшеклассников южно-уральских школ. В исследовании участвовали 553 ученика, проживающие в зонах экологического неблагополучия и 527 старшеклассников из городов и районов области с относительно благополучной экологической ситуацией. Психологи разработали "Опросник экологического стресса", с помощью которого выяснилось: в условиях экологического неблагополучия доля испытуемых с высоким и выше среднего уровнем экологического стресса выше 53%, а во второй (благополучной) группе - не более 25%.
Исследователи также установили, что такой вид стресса отрицательно сказывается на позитивном отношении к жизни, к другим людям, в том числе к сверстникам, а также на осмысленности жизненных оценок и установок и оптимистичной жизненной перспективе.
Экологический стресс в первую очередь воздействует на самосознание личности, подчеркивают ученые. "Если среда жизнедеятельности оценивается как опасная, люди, которые в ней живут, воспринимают себя как жертвы обстоятельств, формирование позитивного отношения к себе и к другим затрудняется, а жизненная перспектива становится более пессимистичной, как и при других видах острого или хронического стресса", - отмечается в исследовании. Это, по мнению авторов, говорит о необходимости разработки специальных программ психологической помощи юношеству в условиях экологического неблагополучия. Об этом сообщает "Экология и жизнь".
|