Ливийская нефтяная отрасль близка к краху
Внутренняя борьба продолжает набирать в темп в Ливии, и теперь на линии огня оказалась ее нефтяная отрасль. Стороны воюют за тотальный контроль над производством нефти.
Однако, импортерам не важно, кто поставляет нефть, - до тех пор, пока она продолжает качаться. Оазис стабильности в палящей ливийской пустыне.
Ливийская нефтяная индустрия, которая до начала восстаний составляла 2% мирового объема добычи, кажется, также пала жертвой беспорядков.
Тобрук, вероятно, - последний крупный нефтяной объект в Ливии, который по-прежнему работает в нормальном режиме и продолжает поставлять нефть на мировой рынок. Лишь на прошлой неделе с этого терминала были отправлены два танкера. Один с миллионом баррелей нефти направился в Китай, а второй - с 600 000 баррелей на борту - сейчас на пути в Италию.
Восточный город Тобрук был одним из первых захвачен повстанцами. То, что объект достаточно находится достаточно далеко от линии фронта, спасло его от серьезного ущерба, который понесли подобные заводы на западе, и позволяет ему функционировать в достаточно нормальном режиме.
Единственное видимое изменение - трехцветный повстанческий флаг, который сменил зеленый флаг Ливии на посту охраны. Теперь дирекция завода подчиняется лидерам оппозиции в Бенгази.
НАСР ОУН, Ливийская национальная нефтяная компания: Мы работаем на половину мощности. Посмотрим, что будет завтра. Все хорошо, люди приходят на работу. Надеюсь, Каддафи не скинет на нас бомбу.
Поскольку ливийские банки по-прежнему парализованы, закупщики нефти вынуждены платить наличными, и прибыль поступает напрямую в руки оппозиционеров. Часть объема добычи завод поставляет в другие города, контролируемые повстанцами.
Тем временем в других районах страны нефтяные объекты остаются опасными зонами. И хотя как сторона Каддафи, так и оппозиция публично заявили, что не стремятся к разрушению нефтяной инфраструктуры, долгосрочный ущерб уже очевиден.
В среду был подожжен нефтеперерабатывающий завод в Рас Лануфе. Стороны в инциденте винят друг друга.
ДАЙАНН САЗЕРЛЕНД, главный редактор Petroleum Africa Magazine: Зависит от степени нанесенного ущерба и от того, являются ли ключевыми для экспорта пострадавшие объекты, это будет решающим фактором. Если ущерб существенный, инфраструктура будет восстанавливаться в течение нескольких лет.
Мировые цены на нефть продолжают расти, и ливийское правительство предпринимает очередную попытку примирить враждующие толпы. На ливийских заправках бензин теперь примерно на 25% дешевле.
ТАРИК ЭЛЬ ХАДДАД, местный житель: После революции правительство Каддафи снизило цены на топливо. Однако уже слишком поздно. Раньше надо было это делать.
Топливо никогда не было особенно дорогим в Ливии. Поскольку экспорт составляет более 80% обычного объема добычи нефти страны, правительство Каддафи могло позволить щедрые субсидии. Однако иностранные, в основном западные, компании долгое время рассчитывали на стабильность ливийского режима и теперь рискуют ее потерять.
ПЕПЕ ЭСКОБАР, корреспондент Asia Times: Ливия производит от 1,6 до 1,7 миллионов баррелей нефти ежедневно. Большая часть поставляется в Европу. Нефть перерабатывается на двух крупных заводах: в Бреге и Рас Лануфе. Однако, как мы знаем, эти два города находятся под осадой, что значит, что как минимум миллион баррелей нефти не попадают на рынок, начиная с этой недели. Именно поэтому Западная Европа в таком отчаянии.
Ливийская нефть является малосернистой, и потому высоко ценится на Западе - производимое из нее топливо меньше загрязняет окружающую среду. Именно эта мягкая, нежная нефть в течение десятилетий смягчала отношения западных компаний с режимом Каддафи. Экологически сознательные, политически равнодушные.
|