В Большом театре переработали Бальзака
Большой театр представляет сегодня главную премьеру этого театрального сезона - балет "Утраченные иллюзии". Хореограф - экс-худрук Большого, ныне хореограф Американского балетного театра Алексей Ратманский.
Музыку к постановке специально написал композитор Леонид Десятников, который многим запомнился по опере "Дети Розенталя". Одной из первых балет посмотрела и оценила культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова. Еще накануне генеральной репетиции композитор Леонид Десятников вносил последние поправки в партитуру балета. Сегодня это большая редкость - когда композиторы специально пишут музыку к балетам. Гораздо чаще хореографы используют готовые сочинения. Давняя идея Алексея Ратманского наконец-то воплотилась - большой сюжетный балет на сцене театра безусловно украсит репертуар. "Мне трудно, я не умею гладко рассказать о впечатлениях. В балете их и невозможно рассказать. Он хорош тем, что может рассказать о невербальных вещах", - говорит Ратманский. В основе сюжета - роман Бальзака, однако сильно уже переработанный предшественниками Десятникова и Ратманского. 75 лет назад балет "Утраченные иллюзии" на музыку композитора Асафьева появился в афише тогда Кировского ленинградского балета. Однако постановка не прижилась. Ратманский и Десятников взяли за основу балетное либретто, где вместо главного бальзаковского героя - писателя - фигурирует композитор. На вопрос, зачем было переделывать Бальзака, Леонид Десятников удивляется: "А что? Бальзак - священная корова в России? Я не знал этого". Сюжет балета повествует о нравах закулисья парижской оперы второй половины 19 века. Но по сути, это история вечная - о чистой любви, предательстве, погоней за блеском и славой и, конечно, о разочарованиях. Этим история и привлекла создателей. Говорит Леонид Десятников: "Я обратился к этой истории по той же причине, что и Алексей Ратманский обратился к этой теме. Очень красивое название, абсолютно универсальное, не соответствующее ни нашему времени, ни какому-либо другому, соответствующее абсолютно всем. Это универсальная вещь, присущая всему человечеству в целом". Декорации - французского художника Жерома Каплана, которые напоминают старинные даже не черно-белые, а коричневатые фотографии, и яркие, исторические костюмы, которые четко обозначают эпоху. Но большинство балетов Алексея Ратманского удивительно сочетают исторические детали и современное прочтение. Для примы Большого Натальи Осиповой, которая танцует премьеру, эта постановка - опыт создания балета в процессе работы, уникальный спектакль на сцене театра. Вся игра, все жесты должны быть натуральными, как в жизни, потому что эти костюмы не позволяют такой театрализации, как мы привыкли делать очень утрированно. Это очень настоящий спектакль, про жизнь людей. Он очень актуален. Такое случает очень часто: и в то время, и в наше", - рассказывает Осипова. В новом балете заняты ведущие артисты балета, а премьерные спектакли "Утраченных иллюзий" будут идти на сцене Большого всю следующую неделю.
|