Тихоокеанский флот наращивает "небумажную" мощь
Тихоокеанский флот России должен в ближайшее время стать самым мощным: сюда будут в первоочередном порядке направлены не имеющие аналогов в России французские вертолетоносцы Mistral, которые, скорее всего, разместятся на приморской базе Фокино, и новейшая атомная субмарина "Юрий Долгорукий", чье прибытие на Тихий океан ожидают до конца этого года.
Пока же мощь флота скорее бумажная: надводные корабли ТОФ не в состоянии выполнять крупные стратегические задачи, а сам флот - один из самых устаревших, пишет "Газета.Ru".
По данным издания, на сегодня в составе ТОФ числятся 49 надводных кораблей и 22 субмарины. При этом большая часть надводных судов находится в ремонте или уже списана. На ходу числятся около 20 кораблей, но в реальном боевом состоянии куда меньше, рассказал журналистам один из офицеров.
С момента распада Советского Союза в 1991 году ТОФ не получил ни одного крупного надводного корабля. А единственную новую подлодку "Нерпа", которая поступила на ТОФ в 2009 году, планируется в ближайшее время передать в лизинг ВМФ Индии.
По словам военных экспертов, сейчас вся функция надводного ТОФ, по сути, только защита акваторий. Пока корабли не в состоянии выполнять крупные стратегические задачи, их используют для борьбы с сомалийскими пиратами.
Даже "Мистрали" вряд ли укрепят потенциал ТОФ, полагает военный эксперт Владимир Евсеев. По его мнению, этот корабль не предназначен для ведения оборонительных действий и нужен на Тихом океане "разве чтобы напугать японцев".
В настоящее время на ТОФ с нетерпением ждут новые подлодки класса "Борей" - "Владимир Мономах" и "Александр Невский", их команды уже сформированы и сейчас проходят обучение. Также с Северного флота сюда будут перебазированы ракетные крейсеры "Маршал Устинов" и "Адмирал Нахимов", проходящие в данный момент ремонт и модернизацию.
Флагман ТОФ - ракетный крейсер "Варяг" - вступил в строй относительно недавно, в 1989 году. Судьба другого ракетного крейсера с атомным реактором - "Адмирала Лазарева" - туманна. В 1984-м его спустили на воду, но затем из-за отсутствия денег на ремонт крейсер законсервировали и теперь - спустя 30 лет - скорее всего утилизируют, так как возвращать его в строй слишком дорого и неэффективно, уверены офицеры.
Подводная часть ТОФ в лучшем состоянии, чем надводная. Из 22 субмарин на капитальном ремонте сейчас шесть. Большинство подлодок были заложены еще при СССР, но, по мнению экспертов, еще лет 20 прослужат.
Город базирования подводников - Вилючинск - за последние годы также претерпел позитивные изменения - вместо 20 ветхих домов в нем построили 10 новых, а также несколько детских садов и школ. Молодые офицеры с семьями сразу получают квартиру, уже обустроенную мебелью и бытовой техникой, а холостые живут не в казармах, а в комфортных общежитиях.
Кроме того, зарплаты подводников выше, чем у обычных моряков, хотя в основе такого благополучия лежит трагедия: приоритет со стороны государства подводный флот почувствовал в 2000 году после гибели "Курска".
|