Березовский проиграл Абрамовичу 5-миллиардный иск
Высокий суд Лондона в пятницу огласил свое решение по тяжбе двух "русских олигархов", которой положил начало в 2007 году иск Бориса Березовского к Роману Абрамовичу на сумму более 5,5 миллиарда долларов.
Как объявила судья Элизабет Глостер, иск отклонен по обеим частям: Березовский дело проиграл. Решение уже опубликовано на сайте судейского офиса.
Прямую текстовую трансляцию из зала суд ведет РАПСИ. Перед началом заседания агентство сообщило, что Березовский прибыл в хорошем расположении духа, на нем серый костюм и белая рубашка без галстука. Обоснование решения он слушает, "подперев рукой подбородок и изредка попивая воду из стакана". А вот Абрамович так и не приехал. При этом каждую из сторон представляют "человек по 20" юристов.
Прямую Twitter-трансляцию публикует на своем сайте телеканал "Дождь" - все твиты там на английском. Среди них встречаются и забавные, с точки зрения носителя русского языка. Например, твит о том, как правильно выговаривать фамилию Abramovich. "Надо Ab-ra-MOH-vich, с ударением на третий слог", - учит корреспондент BBC". Он же далее обращается с назиданием к российским судьям: "Видите, как просто журналистам вести репортаж об этом судебном решении. Копия уже доступна онлайн. И там все понятно изложено".
Громкий судебный процесс длился почти четыре месяца - с октября 2011 года до конца января 2012 года, напоминает Русская служба BBC. Объявление решения несколько раз переносилось с весны этого года, пишут "Ведомости".
Эта газета в свое время подробно написала о сути претензий Березовского на основе самого иска, копию которого получила в свое распоряжение в 2008 году. Напомним главное.
Березовский обвинил Абрамовича в том, что в 2000-2003 годах тот вынудил его продать акции в компаниях "Сибнефть", "РусАл" и ОРТ по цене значительно ниже рыночной, используя для этого политическое давление. По его убеждению, Абрамович воспользовался потерей влияния Березовского в Кремле, который тогда также возглавлял Владимир Путин, а кроме того, его эмиграцией в Лондон, чтобы форсировать сделки.
Абрамович настаивал, что никакого давления не было, что и на самом деле Березовскому никогда не принадлежали доли в "Сибнефти" и "РусАле" - он лишь "крышевал" этот бизнес, получая за это регулярные выплаты. При этом Абрамовичу и его защите пришлось подробно объяснять лондонскому суду, что такое "krysha". Адвокат предпринимателя, в частности, сказал: "Крыша - это альтернативная система обязательственного права, которая была обычным явлением в России в 1990-х годах. Это не контрактное оказание услуг и не договор, но взаимоотношения, которые нельзя нарушить без серьезных последствий".
Британский суд вообще узнал много новых для себя слов. Так, например, Абрамович сообщил, что был "волнорезом" (это упоминается здесь). "Он все проблемы снимал. Именно за это мы ему и платили", - объяснил бывший губернатор Чукотки.
Несмотря на то, что сущность спора относится к российским компаниям и российским реалиям, дело слушается в Британии, так как истец получил там политическое убежище, а ответчик владеет в стране собственностью, проводит в Лондоне значительное время и платит налоги, поясняет Русская служба BBC.
Стоит, однако, напомнить, что в ходе своей итоговой на посту премьера "прямой линии" с россиянами Владимир Путин коротко и, судя по реакции зала, очень остроумно прокомментировал тяжбу опального олигарха Березовского и вполне "легального" Абрамовича. "Лучше бы, если бы они судились в России, - сказал он, вызвав дружный смех в зале. - Это было бы честнее, и для них, и для нашей страны. Деньги заработаны и украдены здесь, здесь пускай и делят".
Красочная история началась со "стычки" в модном бутике
Как вспоминают "Ведомости", судебная история с самого начала обещала быть красочной. Березовский вручил повестку Абрамовичу в лондонском бутике французского модного дома Hermes. Как рассказывал сам Березовский, он случайно увидел, как его оппонент вошел в магазин, а поскольку необходимые бумаги у него были с собой, он проник туда, невзирая на сопротивление охраны Абрамовича, и бросил пакет с документами под ноги Абрамовичу. Ранее представителям суда и ответчика не удавалось вручить повестку Абрамовичу лично, как того требуют судебные правила.
В перерывах между судебными заседаниями Березовский вольготно разгуливал по коридорам суда, охотно общался с присутствующими. Абрамович же уходил в комнату, отведенную для представителей его стороны, или держался в дальнем углу холла перед залом заседаний. В самом зале основные участники процесса сидели в противоположных концах. И Березовского, и Абрамовича сопровождали как минимум по одному охраннику.
Британская The Guardian неоднократно отмечала, что Абрамович плохо говорит по-английски, имея в своем лексиконе лишь самые простые слова. В то время как Березовский демонстрирует прекрасное знание английского, грамотно употребляя сложные языковые конструкции. Сам Березовский при этом повторял на заседаниях, что его английский "оставляет желать лучшего", и под этим предлогом просил адвокатов Абрамовича "не давить на него".
Наготове другие многомиллиардные дела
Как отмечает Русская служба BBC, от выводов суда зависит будущее других многомиллиардных споров между предпринимателями из бывшего Советского Союза. Этим во многом объясняется столь пристальный интерес к делу "Березовский против Абрамовича".
В частности, с особым вниманием за процессом следят адвокаты, которым предстоит работать на двух других судебных слушаниях, во многом перекликающихся с нынешним делом. В октябре в лондонском суде начнутся слушания по существу иска израильского бизнесмена Михаила Черного к российскому миллиардеру Олегу Дерипаске, который был свидетелем со стороны Абрамовича в его тяжбе с Березовским.
Вторым процессом, который юристы называют своеобразным продолжением саги двух олигархов, должен стать иск Бориса Березовского к родственникам умершего в Англии в 2008 году бизнесмена Бадри Патаркацишвили.
Обслуживание исков российских компаний друг к другу уже приносит Англии хорошие деньги, отмечает телерадиокорпорация. Дело Березовского - Абрамовича стало одним из самых дорогих в истории страны.
|