Рядовой Челах на суде объявил, что не убивал "погранцов" и егеря
Пограничник Владислав Челах, обвиняемый в расправе над сослуживцами на посту "Арканкерген" в Казахстане, не признал себя виновным в убийстве 15 человек. Он заявил, что следователи его обманывают, а все в зале - преступники, и попросил продолжать заседание без него.
Допрос Челаха в суде города Талдыкорган начался с того, что обвиняемый изложил свою версию произошедшего, отмечает ИА "Новости-Казахстан". "Убийство погранцов и егеря Кима я не совершал... Со всеми военнослужащими у меня были нормальные отношения, национальных или каких-либо разногласий у нас не было", - цитирует подсудимого "Интерфакс".
Пограничник рассказал, что в день расправы он находился на посту, когда к нему в пять часов утра прибежал рядовой, сказавший, что на них напали. "По-моему, я видел нескольких людей в гражданке", - вспомнил подсудимый. Получив весть о нападении, Владислав Челах решил укрыться в доме егеря Руслана Кима. Узнав об опасности, егерь ушел из дома. Потом и Челах решил скрыться: "Побежал вверх по реке до водопада. Там прятался целый день. Потом вернулся к посту".
По возвращении Челах, как утверждает, увидел убитых пограничников. "Я понял, что мне никто не поверит. Мне пришла мысль поджечь пост, чтобы нападавшие подумали, что я тоже погиб. Я боялся", - рассказал подсудимый.
Для поджога Челах использовал топливо. "В казарме я увидел труп мужчины азиатской национальности, которого я не знал. Этот труп я тоже облил бензином. Еще один труп в гражданской одежде, лежавший на спине, я увидел в ДОСе (дом офицерского состава. - Прим. ред.). Его тоже облил бензином, как и весь ДОС. Потом я пришел к егерю и увидел его труп с ранениями. Я ничего не трогал. Я все это делал при каком-то помутнении", - заметил обвиняемый. Скрыться с места происшествия пограничник хотел на лошадях, но пока он их запрягал, они убежали, рассказал Челах.
Подсудимому предъявлено обвинение по девяти статьям: "Убийство двух и более лиц", "Похищение личных вещей", "Похищение секретных документов", "Похищение оружия", "Незаконное ношение оружия", "Повреждение военного имущества", "Дезертирство" и "Незаконное вторжение в чужое жилище". Челах признал себя виновным только в уничтожении военного имущества и ношении оружия.
"Обвинения в дезертирстве я не признаю, я ведь спасал свою жизнь, также я не признаю обвинения в краже чужого имущества. Пистолет я не похищал, карту также не похищал", - заявил Челах.
Дав показания, подсудимый попросил вывести его из зала. Как пишет Gazeta.kz, свою просьбу он пояснил так: "Я на вопросы судьи, прокуроров и даже своих адвокатов отвечать не буду! Все мои показания напечатаны адвокатом Сарсеновым. Я не доверяю всем тут в зале, это все преступники".
Правда, Челаху все же пришлось объяснить, почему ранее он давал признательные показания, а теперь свою вину отрицает. "Явка с повинной мной написана под диктовку замначальника Алакольского РОВД, - заявил подсудимый. - На моем втором допросе какому-то подполковнику КНБ - оперативнику. Он сказал мне, что я должен все взять на себя, так как он знает о моей непричастности, но надо сказать, что это сделал я, чтобы не спугнуть этих серьезных людей".
"Полгода длилось следствие, и вы сделали все, чтобы меня посадить, а истину так и не искали", - заявил также Челах. Он добавил: "Вы меня полгода топите и сейчас топите", после чего его вывели из зала суда.
На сегодняшнем заседании присутствует представитель одного из потерпевших, который требует взыскать с Челаха 20 миллионов тенге (около четырех миллионов рублей) в качестве возмещения ущерба, отмечает BNews.kz.
В ноябре 2011 года Владислав Челах был призван в армию Казахстана и отправлен служить в пограничную службу Комитета национальной безопасности (КНБ). Весной 2012 года рядовой Челах был приписан к посту "Арканкерген" погранзаставы "Сары боктер" в Алакольском районе Алма-атинской области, на границе с Китаем.
30 мая 2012 года пост "Арканкерген" не вышел на связь. Прибывшие туда пограничники обнаружили сгоревшее здание казармы, в котором были найдены тела 13 пограничников. Позднее был найден труп еще одного военнослужащего (всего на посту должны были находиться 15 пограничников), а также труп егеря, жившего неподалеку.
|