Вторая жизнь клада Нарышкиных
В музее-заповеднике "Павловск" под Петербургом открывается выставка серебряной посуды и приборов из клада Нарышкиных, который нашли в прошлом году при реставрации особняка, когда-то принадлежавшего одной из самых известных аристократических фамилий.
С самого начала искусствоведы говорили, что клад Нарышкиных обладает скорее не художественной, а исторической ценностью. Тысячи предметов помогают понять, как жила одна из богатейших семей императорской России. Для воссоздания бытовой картины важна каждая деталь - от чашечек времен Наполеона до помпезных канделябров.
Фамильное серебро принадлежало чиновнику министерства иностранных дел, помещику Московской, Самарской, Саратовской, Ярославской губерний князю Василию Нарышкину. Яркий представитель боярского рода, он дарил коллекции оружия и декоративно-прикладного искусства Александру II, продавал бесценные картины семье Ротшильдов.
До революции Василий Нарышкин не дожил, в 1918 году погибли его сын и дочь, оставшиеся в живых дети и вдова бежали в Европу через Финляндию. Куратор выставки Рифат Гафифуллин говорит, что драгоценности к этому времени уже были спрятаны, а готовиться к "отступлению" аристократы начали еще до февральской революции. "Прятали либо в посольствах, либо в банках, в конце 1916 года увезли пасхальные яйца Фаберже из Александровского дворца в Кремль, в Москву в опасении, что Петроград будет захвачен немцами", - пояснил Рифат Гафифуллин
Вещи же домашнего обихода из дворцов не вывозили, а тщательно укладывали в тайники. После революции на них объявили настоящую охоту - во всех особняках простукивали стены. Клады нашли у Юсуповых, Шуваловых. У Нарышкиных тоже искали, но безуспешно. Никому и в голову не пришло, что тайник поместили в той части дома, где жила прислуга. Только в прошлом году, спустя 95 лет, потайная комната проявилась.
Одна из уникальных находок - парадный сервиз работы ювелира Сазикова из пятисот предметов в русском "петушином" стиле. Стол украшали восходящее солнце, коньки - орнаменты, которые использовались в русской народной резьбе и вышивке. Таких сервизов больше не осталось. "Было массовое изъятие золотых и серебряных вещей из церквей и музеев Комиссией в помощь голодающим Поволжья, очень много было переплавлено или продано на западном антикварном рынке. Сейчас у нас полные сервизы отсутствуют даже в центральных музеях". - пояснил куратор выставки.
Щетка для смахивания крошек, щипцы для спаржи, ложечка для икры, соусницы с водяной баней и даже позолоченные ложки в стиле Людовика XVI. Все это сегодня экзотика, а обычные подстаканники всем хорошо знакомы. Дюма в своем кулинарном справочнике назвал их чисто русским изобретением. В середине XIX века женщины в России пили чай из фарфоровых чашек, а мужчины - из стаканов с подстаканниками.
А вот с английским словом "тост" в это же время вышла путаница. Рифат Гафифуллин пояснил: "Подставка под тосты - английское изобретение. Название "Тост" происходит от латинского "тостус", поджаренный. В русском языке не было такого слова, поджаренный хлеб называли гренками. К нам слово "тост" пришло в том смысле, что когда кто-то выступал в английском парламенте, ему предлагали тосты, чай или воду".
В Павловском дворце открывающуюся выставку называют второй серией большого спектакля о кладе Нарышкиных. Самые роскошные вещи, которые принадлежали потомкам Натальи Нарышкиной, матери Петра I, минувшим летом уже представили в Константиновском дворце, а сейчас пришло время увлекательных мелочей. В общей сложности, на двух выставках показали около половины всех найденных вещей, так что история обещает быть многосерийной.
|