Верветки и горбатые киты могут формировать личные культурные традиции
Биологи проследили процесс формирования поведенческих отличительных черт у обезьян-верветок Chlorocebus aethiops и горбатых китов Megaptera novaeangliae - оба вида оказались готовы сформировывать личные культурные традиции.
Две работы самостоятельных групп научных работников опубликованы в одном номере журнале Science, их краткое содержание пересказывает ScienceNow.
Первая группа исследователей приняла на вооружение для исследования поведения южноафриканских верветок окрашенную кукурузу. Авторы приучили 2 группы обезьян потреблять лишь 1 из разновидностей: голубую в - одном, и красную - в ином случае. В последствии того, как у обезьян сформировалось предпочтение, научные работники следили за поведением новых членов группы - новорожденых верветок и мигрирующих самцов.
Оказывается, что сформированные в группе предпочтения слишком заразительны - их перенимают все дети и почти все самцы. Последние, в том числе и в случае если ранее потребляли кукурузу иного цвета, изменяют собственные предпочтения согласно с тем, что принято есть в этой группе. Любопытно, что не обращали внимания на местные традиции те самцы, которые сразу получали высокое место в социальной иерархии.
По версии научных работников, это говорит о том, что социальное обучение, т.е. обучение группы, нередко может быть главнее, нежели свой опыт животного.
2-ая группа биологов, которая занималась горбатыми китами, установила, что влияние этого общественного обучения находится в зависимости от того, как долго находится животное в группе. Научные работники обследовали распространение отличительных черт поведения китов во время охоты и установили, что в 87 процентах случаев животные научаются новым способам от своих сородичей в группе.
По версии авторов, в это позволяет заявлять о наличии среди китов разных культур. "Мы уже знаем о том, что песни горбатых китов передаются как необыкновенность группы. При таком варианте мы имеем популяцию животных с 2-мя самостоятельно эволюционирующими культурными традициями - с культурой".
Социальное обучение известно биологам довольно давно, но пределы сложности, которого оно способно достигать, пока не ясны. Одним из традиционных изученных примеров общественного обучения считается традиция макак мыть овощи перед потреблением в еду.
|