Литвинова надругалась над омоновцем
В Москве прошла премьера нового фильма Алексея Балабанова "Мне не больно"
Постановщик "Брата" снял мелодраму и не пришел на московскую ее премьеру. Оба поступка, по-моему, заслуживают уважения. Особенно пофигизм режиссера по отношению к новой его работе. Многие будущие зрительницы, несомненно, отнесутся к ней с большим трепетом, непременно обрыдавшись в конце. За фразой "Мне не больно" героиня Ренаты Литвиновой с вычурным именем Натэлла успешно прячет сильную душевную боль и телесные страдания. Ее роману с молодым архитектором Мишей мешает не присутствие взрослого, нежно влюбленного в нее мужчины (Никита Михалков), а трагическая необратимость, раскрывать причины которой мы не станем - опять-таки из-за заботы о зрительницах.
В классической мелодраме счастье героев просто обязано разбиться о жестокий рок. Но самое интересное в картине Балабанова - то, что эта сюжетная схема, достойная мексиканского телемыла, обращена в мутную российскую повседневность, снятую в стилистике сверхпопулярного балабановского "Брата", - просто и, как говорится в рекламе одного дешевого пива, "без понтов".
Кстати сказать, Александр Яценко, только что удостоенный за роль Миши приза на "Кинотавре", местами очень напоминает Сергея Бодрова-младшего, незабвенного Данилу Багрова из "Брата". Вообще лучшее, что есть в картине, - это не любовные переживания главных героев, а чисто балабановский эпизод празднования Дня десантника на улицах Питера с обычными для такого случая пьянкой, пением под гитару и мордобоем. Или сцена в узбекской забегаловке, в которой пьяный омоновец посылает Литвинову в ж..., за что та немедленно переворачивает на него тарелку с пловом (под дружные, заметим, аплодисменты зрительного зала). В роли Натэллы Литвинова, как всегда, безбожно фальшивит, но ее непрофессионализм нужен Балабанову, чтобы подчеркнуть одиночество героини в кругу здоровых, живых людей, сочно и местами блистательно сыгранных Михалковым, Ингой Оболдиной, Сергеем Маковецким и - особенно - Дмитрием Дюжевым.
Каждому из этих персонажей по ходу фильма становится больно, в чем они, конечно, не признаются, по доброй российской традиции заливая душевную боль неимоверным количеством алкоголя. По объемам употребленного героями спиртного фильм Балабанова можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса.
Это одна из причин, по которым ему абсолютно не светит успех на Западе. Как может доктор уговорить бутылку коньяка вместе с серьезно больной пациенткой, иностранцам, боюсь, не понять никогда. Как и затаенный трагизм простых слов "Мне не больно".
|