Галина Вишневская сыграла бабушку солдата
Александр Сокуров завершил работу над документальным фильмом "Элегия жизни" о Галине Вишневской и Мстиславе Ростроповиче. Картину с успехом показали на кинофестивале в Локарно, где Сокурову вручили "Леопарда" за "заслуги в искусстве". В Швейцарию Сокуров приехал из Грозного, где он снимает новый художественный фильм "Александра", главную роль в котором сыграла Галина Вишневская. В картине она - бабушка, которая поехала к внуку, служащему в Грозном. Сокуров продолжает тему семьи, начатую в картинах "Отец и сын", "Мать и сын".
Даже работая в эпицентре военного конфликта, он снял картину в рекордно быстрые сроки - за 1,5 месяца. Каждый съемочный день группу, отправляющуюся на объект, сопровождали специалисты по разминированию. Они шли впереди и тщательно проверяли дорогу. Еще с кинематографистами следовали военные, чтобы уберечь от пуль и помочь пересечь особо опасные районы. Ведь в городе ни на день не прекращалась стрельба. Сокуров счел такой риск оправданным: военный Грозный в павильоне не снимешь. Для режиссера было принципиально важно приехать на натуру - показать настоящие разрушенные улицы города, квартиру героини, военную часть... - Главное в моем фильме - атмосфера, настроение, - отметил Александр Сокуров. - Очень хочу, чтобы зритель увидел на экране удивительные человеческие портреты, очень простые, понятные характеры, и глаза, которые прощают. Киногруппа, чтобы не подвергать себя лишней опасности, въезжая-выезжая из города, весь период съемок провела в Грозном. И Галина Вишневская отказалась от других своих планов и полностью посвятила себя картине. - На съемках она не позволяла себе никаких капризов, - рассказал "МК" Андрей Сигле, композитор, он же продюсер картины. - Вишневская - работоспособная, дисциплинированная и, главное, очень талантливая актриса. Она ловила характер Александры с поразительной точностью. "Александра" - история о том, как женщина проводила внука в армию. Молодой человек попал служить в Грозный. Бабушка решила навестить его. Александра уверена, что встреча с ней придаст сил молодому солдату. Опасная поездка не испугала ее. Она сама пережила войну и знает, как тяжело достается мир. В ее сердце - желание понять людей, которых она встречает на пути... По мнению режиссера, всем женщинам присуще разумное чувство прощения и желание сохранить жизнь. Поэтому Александра в Грозном не встретила ни одного отрицательного персонажа, не ощутила ни внутренней дистанции между собой и жителями разрушенного города, ни страха перед ними. - Сокуров очень любит снимать непрофессионалов, поскольку они не обречены на штампы, наработанные в кино или театре, - говорит Сигле. - Часть ролей сыграли члены съемочной группы. Поскольку для поездки в зону военного конфликта нельзя собирать большой коллектив. - И вы тоже играли? - Нет. Мне эпизод достался только у Константина Лопушанского в "Гадких лебедях" - пришлось встать в кадр, потому что не приехал актер. А на "Александре", слава богу, все были живы и здоровы, и я никого не заменял. - А за кем последнее слово - за вами или за режиссером? - За Сокуровым, конечно! У нас же авторское кино, а не продюсерское. Тут при работе с режиссером важнее всего деликатность и интеллигентность. Но это не означает диктатуру Сокурова - мы работаем в диалоге. Только в продюсерском кино, как в антрепризе, окончательное решение за продюсером: менять актеров или режиссеров, переделывать сценарий. - Работа шла тяжело. И я многого жду от этой картины для освобождения души, - итожит сделанное сам Сокуров.
|