Ростропович возвращается на сцену
Двадцать пятого сентября исполняется 100 лет со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича.
В рамках юбилейного фестиваля, проводимого Московской филармонией, в Большом зале консерватории в этот день, после восьмилетнего игнорирования столичных сцен, за дирижерский пульт встанет Мстислав Ростропович.
Этот концерт станет не только центральным событием среди других, посвященных знаменательной дате, но своего рода символической акцией. Символом примирения и всепрощения станет уже сам факт выступления маэстро. Восемь лет назад, также на праздновании дня рождения своего друга-писателя Солженицына Ростропович, обидевшись на столичную музыкальную критику, воспоследовавшую после концерта в Большом зале консерватории, в сердцах пообещал, что больше не будет выступать в Москве. Но, как сказал сам Ростропович на пресс-конференции, посвященной предстоящему концерту: "Я счастлив вернуться на сцену Большого зала. Обид не держу, я всех простил, даже врагов". Тесная связь двух величайших фигур ХХ века - учителя Шостаковича и ученика Ростроповича, зародившаяся в стенах Московской консерватории, сыграла здесь же с ними "злую шутку": Ростропович - ученик, друг, сподвижник Шостаковича, был изгнан с профессорской должности, как и его учитель. Свои приказы об увольнении они оба читали на одной и той же доске - Шостакович после известного постановления 1948 года, а Ростропович в 1974 году. Но, как уже говорилось, Ростропович "обид не помнит" и весь сбор от концерта, включая гонорар (по имеющейся информации, он составит шестизначную сумму), пожертвует в фонд Московской консерватории и Фонд им. Шостаковича.
Даже то, что маэстро Ростропович будет дирижировать 25 сентября Восьмой симфонией - "мировой трагедией, воп лощенной в звуках" в стенах Большого зала, далеко не случайно. Именно здесь, услышав на репетиции эту симфонию, молодой виолончелист, обучавшийся в консерватории и по классу композиции, навсегда отказался от сочинения музыки. Этот день потрясения он до сих пор вспоминает со слезами на глазах. Сейчас в репертуаре маэстро все симфонии мастера, но Восьмая - роковая и самая любимая. И на вопрос "Какое исполнение он считает эталонным?" Ростропович, немного смущаясь, отвечает: "Я стесняюсь об этом говорить". Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова (ГАСО), которым маэстро будет дирижировать на юбилейном концерте, тоже исторически связан с исполняемым репертуаром - Восьмой симфонией и Первым концертом для скрипки с оркестром: в 1943 году ГАСО исполнил мировую премьеру Восьмой, а в 1956-м - московскую премьеру концерта под управлением Мравинского.
Осталась неделя до эпохального концерта, и даже не хочется ничего предвещать, боясь "сглазить". Ведь попытки возвращения Ростроповича на столичную сцену были, но так и оставались попытками (вспомним хотя бы скандал прошлой осенью с прокофьевской оперой "Война и мир" в Большом театре, когда маэстро отказался принимать в ней участие за десять дней до премьеры). За неделю до предстоящего концерта маэстро приступает к оркестровым репетициям. Шансы наконец-то услышать выступление одного из главных интерпретаторов сочинений Шостаковича у россиян (будет прямая трансляция по телевидению) необычайно велики. Ведь Шостакович для Ростроповича не просто композитор, посвятивший ему виолончельные концерты, а человек, которому Ростропович "обязан тем, кем стал", даже своей привычкой здороваться со всеми за руку.
|