Русский архитектор
Иван Федорович Мичурин (1700-1763) известен тверитянам как автор проектов Архиерейского дома, собора Христорождественского монастыря и здания Воеводской канцелярии в Твери.
Родился И.Ф.
Мичурин в Костромской губернии в семье небогатого помещика. Еще подростком проявил склонность к 'наукам и художествам', поэтому был направлен в 1718 г. на обучение в Петербург. Первоначальное научное образование получил в Академии навигационных наук (1720-1723 гг.). По окончании академии был отдан в ученики архитектору Н.Микетти, который работал в те годы на строительстве дворца в Стрельне.
В числе 'пенсионеров' Петра I
Мичурин выехал в 1723 г. для обучения в Голландию. За границей он не только овладел инженерной наукой, но и приобрел широкие архитектурные познания. В Россию вернулся в 1729 г., работал на строительстве дворцов г. Петербурга. В 1731 г.
Мичурин переехал в Москву, где началось составление плана города. Частично этот план был выполнен архитектором И.Мордвиновым, а после его смерти в 1734 г. все работы были продолжены
Мичуриным. План города , гравированный в 1739 г., получил наименование
мичуринского.
Интерес зодчего к древнерусскому зодчеству, его тщательность как реставратора проявились при отстройке в 1744 г. собора Василия Блаженного, обгоревшего во время большого пожара 1737 г.
Достоверных произведений
Мичурина немного. К ним принадлежит проект Воеводской канцелярии в Твери, выполненный зодчим в 1738 году. В этом раннем произведении
Мичурин исходил целиком из архитектуры Петербурга тех лет и его 'образцового' строительства. Формы и членения этого здания, его декоративное убранство в основном стали типичны для московских сооружений
Мичурина, утвердились на долгое время в архитектуре.
Но проект московского Суконного двора (1745), выполненный зодчим в зрелые годы, был совсем иным и выявлял характерную для
Мичурина, вполне современную тогда организацию структуры здания. Для произведений
Мичурина было характерно сочетание классического ордера с формами допетровского зодчества.
Связь со старым московским зодчеством ясно выступает в церковных сооружениях
Мичурина. К его произведениям этого рода относились Троицкая церковь и колокольня на Арбате (конец 1730-х - 1740-е гг.), церковь (1742) и колокольня (1746-1747) Златоустовского монастыря.
В 1740-1760 гг.
Мичурин строил Андреевскую церковь и Путевой дворец в Киеве (по проектам В.В.Растрелли), а также собор Свенского монастыря близ Брянска.
Несмотря на малочисленность творческого наследия
Мичурина, его роль в развитии русской архитектуры XVIII века весьма значительна. В своей деятельности он употреблял новую для того времени строительную технику, передовые строительные и архитектурно-художественные методы и приемы. Тем самым И.Ф.
Мичурин способствовал переходу от старого русского зодчества к архитектуре нового времени
Биографии