(1809 - 1868), сын В.Г.
Кукольника . Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко ), устраивал там спектакли и
литературные чтения, редактировал гимназический журнал "Звезда"; в "Недоросле" он
играл Митрофана, а Н.В. Гоголь - Простакова. Был
учителем русского языка в виленской гимназии; служил в министерстве
финансов, затем в
военном министерстве.
Драматическая фантазия
Кукольника "Торквато Тассо" (М., 1833) встретила восторженный прием. Публике особенно нравились напыщенные, ходульные, но иногда не лишенные яркости монологи Тассо. Вслед за другой фантазией: "Джакобо Санназар" (СПб., 1834; 2-е издание 1860) появилась пятиактная
драма в стихах из эпохи междуцарствия: "Рука Всевышнего отечество спасла" (СПб., 1834), имевшая громадный успех. "Московский Телеграф", справедливо отметивший ее деланность, был запрещен. Не меньший успех выпал на долю другой драмы
Кукольника: "Князь Михаил
Васильевич Скопин-Шуйский" (СПб., 1835), не сходившей с репертуара казенной сцены до 1860-х годов и доныне идущей в провинции. В период 1840 - 1845 годов
Кукольник напечатал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. С 1836 по 1842 г. он издавал "Художественную Газету", в которой ему принадлежит большая часть текста, позже - "Дагерротип", в 1845 - 1847 годах - "Иллюстрацию". В этот же период вышли его "Сказка за сказкой" (СПб., 1841) и "
Картины русской живописи" (ib., 1842 - 1843). Время до 1848 г. можно считать расцветом славы
Кукольника. Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, признавая только гениальную триаду в
литературе, живописи и
музыке - себя самого, Брюллова и Глинку , с которым был очень близок. И тогда, однако, лучшая часть
литературы относилась к
Кукольнику холодно: Пушкин считал его
драматический талант ниже таланта барона Розена , Белинский признавал некоторое значение только за его рассказами. Когда М.Е. Салтыков , после появления "Запутанного дела" (1848), просил отпуска у
военного министра, графа Чернышева , последний пожелал ознакомиться с его сочинениями и поручил
Кукольнику сделать доклад о них. Доклад был неблагоприятен для Салтыкова, вскоре после того переведенного на службу в Вятку. В 1850-х годах популярность
Кукольника стала падать; не поддержало ее и предпринятое им издание собрания его сочинений (СПб., 1851 - 1853). Успех его
исторической драмы "Денщик" (СПб., 1852), поставленной на сцене во время Крымской кампании, был случайным, зависящим от общего патриотического
увлечения. В 1857 г. он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Журналы печатали произведения
Кукольника неохотно, и он умер почти всеми забытый. Нельзя отрицать в
Кукольнике таланта, но его искры только изредка прорывались из-под шумихи риторических фраз, натянутых метафор и общей ходульности. Чувства меры в нем не было
вовсе. Пушкин употребил в "Борисе Годунове" слово "зане";
Кукольнику оно понравилось, и он стал употреблять это выражение чуть не в каждом монологе. Герои
Кукольника на каждом шагу восклицают: "Га!" (междометие, придуманное
Кукольником для изображения высшей степени отчаяния или гнева) и прибегают к кинжалу и яду там, где это
вовсе не требуется по ходу действия. Произведения
Кукольника печатались преимущественно в "Библиотеке для Чтения". Отдельно изданы: "Повести и рассказы" (СПб., 1842), "Маркитантка", др. (ib., 1854), "Морской праздник в Севастополе",
драматическое представление (ib., 1854), "Азовское сиденье",
историческое сказание в лицах (ib., 1855), "Генерал-поручик Паткуль" (2-е издание, ib., 1860); "Боярин Федор
Васильевич Басенок",
историческая драма (ib., 1860) и много других романов, пьес и рассказов. Несколько рассказов
Кукольника из времен Петра Великого перепечатано в "Дешевой Библиотеке" Суворина .