СЛАВИНЕЦКИЙ Епифаний(Церковный просветитель, переводчик, богослов.)
Комментарии для СЛАВИНЕЦКИЙ Епифаний
Биография СЛАВИНЕЦКИЙ Епифаний
нач. XVII в.-19.11/2.12.1675 Общая информация Род. на Украине или в Белоруссии. Принял постриг (затем иеромонашество) в Киево-Печерской лавре, учился в Киевской "братской" школе, где не позднее 1639-40 гг. стал и преподавать. В 1649 г. приезжает в Мо-скву (по запросу Алексея Михайловича у ки-евского митрополита Сильвестра Коссова о сведущих в "книжном деле". B l674 г. ему дается пору-чение выполнить новый перевод Библии (подготовил Пятикнижие и Новый завет). Еще раньше, на поместном соборе (1655), созван-ном Никоном, готовит программу изменений Устава и нового текста Служебника (выпущен в том же году) и т.о. становится одним из главных инициаторов той реформаторской деятельности, к-рая стала причиной раскола. Один из самых авторитетных представителей "греческой партии", оппозицию к-рой составляли "латинствующие Симеон Полоцкий и его последователи. философия" также на ла-тыни). Он перевел рассуждение о "учении некоторых суемудрых, что душев-ное существо человека смертно". Учение Епифаний утверждал, что в догматических вопросах не последует 'силлогизмам, паче же латинским', в Москве его знали как 'дидаскала', 'изящного' в богословии и философии, и не случайно он был близок просвещенному боярину Ф.М.Ртищеву, объединившему вокруг себя представителей киевской духовной интеллигенции и основавшему Андреевскую духовную школу (близ Воробьевых гор), где вполне могли обсуждаться и возможности преподавания философии (наряду с пиитикой, риторикой, богословием и др.). Сам Епифаний не отрицал, что он силен в 'силлогисмах'. (Шохин В.К. в кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 179). Литература Панченко A.M. Е. С. // Словарь книжни-ков и книжности Др. Руси, XVII в. СПб., 1992, ч. 1; Лаппо-Данилевский А.С. История рус. обществ. мысли и культуры, XVII-XVIII вв. М., 1990.
Комментарии пользователей
|
|
|