Библиография
(1431 - после 1463)
Отточенность стиха, иносказательность и мрачный юмор делают его уникальным явлением в средневековой литературе.
Родился
Вийон недалеко от Парижа в апреле 1431. Судя по всему, его мать была родом из провинции Берри. Она не смогла оставить при себе сына, и мальчика усыновил капеллан Гийом де
Вийон, настоятель церкви св. Бенедикта, которая стала родным домом для
Франсуа де Ложа, или де Монкорбье (именно так его следовало бы называть). Он учился в университете и в 1449 получил диплом бакалавра (довольно поздно для своих восемнадцати лет), затем стал лиценциатом, а летом 1452 - магистром. В студенческие годы принял участие в озорной проделке, похитив вместе с однокашниками из владений мадам де ла Брюйер межевой камень, имевший не вполне приличное прозвище. Этому событию было посвящено одно из ранних произведений
Вийона (ныне утерянное).
В июне 1455 поэт смертельно ранил в уличной стычке молодого священника и был вынужден бежать из Парижа; перебравшись в Шеврез и Бур-ла-Рен, он проводил время в любовных утехах с распутной аббатисой монастыря Пор-Рояль. В январе 1456 ему было даровано помилование, и он вернулся в Париж. В конце того же года, ближе к Рождеству, поэт решил уехать из Парижа (возможно, в Анжер) и написал маленькую шутливую поэму из 320 строк - Лэ (Les Lais), иначе - Малое Завещание (Petit Testament), где отписывал свое более чем сомнительное "имущество" различным горожанам. В это же время он связался с шайкой, ограбившей Наваррский коллеж. Имена преступников вскоре стали известны властям, и
Вийон около четырех лет (1456-1460) скрывался в провинциях Берри, Орлеане и Дофине.
Летом 1461 поэт оказался в епископской тюрьме городка Менсюр-Луар и вышел на свободу лишь благодаря королевской амнистии. Друзья и родственники
Франсуа добились для него условного помилования; он смог вернуться в Париж и после кратковременного заключения (3-7 ноября) был освобожден, дав письменное обязательство возместить свою долю награбленного (120 экю). Поэт уже успел истощить всеобщее терпение, и когда в начале 1463 он принял участие в уличной драке, его отправили в тюрьму Шатле и без долгих околичностей приговорили к повешению. Он подал прошение о помиловании, и 5 января парижский парламент заменил смертную казнь на десятилетнее изгнание из города.
В самом конце 1461 или в начале 1462, сразу по возвращении в Париж,
Вийон создал свой шедевр - Завещание (Testament), иначе - Большое Завещание (Grand Testament). Оно повторяет структуру Лэ, но насмешливые дарения предваряются обширным вступлением (строфы 1-832). Кроме того, поэт включил в поэму многочисленные "баллады" и несколько других стихотворений, написанных в разное время и по разным поводам.
Самая знаменитая - Баллада-молитва Богородице (Ballade pour prier Nostre Dame), которую
Франсуа вложил в уста своей матери. Столь же известны баллада, посвященная бойким на язык парижанкам (Баллада о парижских дамах - Ballade des femmes de Paris), и баллада, в которой высмеивается сельская идиллия (авторство ее приписывается епископу Филиппу де Витри) - Баллада-спор с Франком Гонтье (Les contrediz de Franc Gontier). Завершают поэму эпитафия
Вийона самому себе и Баллада о прощении (Ballade de mercy). Среди вставных баллад лучшей, без сомнения, является Эпитафия (L'pitaphe
Villon), более известная под названием Баллада повешенных (Ballade des pendus): она была написана в то время, когда
Вийон ожидал смертной казни. Вполне достойны его таланта баллада, в которой он просит у судей трехдневной отсрочки приговора, и насмешливое стихотворение, где поэт советуется с тюремщиком относительно подачи прошения о помиловании.
Под именем
Вийона сохранилось несколько баллад, написанных на жаргоне воровского братства Кокийаров. Они почти не поддаются расшифровке. Впервые стихи
Вийона были напечатаны в 1489 парижским издателем Пьером Леве.