КУЧАС Антанас(Художник)
Комментарии для КУЧАС Антанас
Биография КУЧАС Антанас
Антанас Кучас (Род. 1909). В детстве возникла у Антанаса тяга к искусству, с детства появилась мечта о поприще художника. После окончания Биржайской государственной гимназии он учился в Каунасской художественной школе на отделении графики.
В художественную жизнь Кучас включился рано. С 1934 года он-неизменный участник выставок, на которых его первые графические работы ('Глашатай', 1934; 'Сваты', 1936; 'Рупинтоелис', 1937) не остались незамеченными.
Выходец из деревни, он хорошо знал ее жизнь, поэтому тема села стала главенствующей в его творчестве. Тоска, бедность, запустение зеркально отражаются в ранних произведениях художника, в графическом языке которых проступают угловатость, неуверенный ритм линий ('Село', 1939).
По-настоящему талант Кучаса проявился в области художественного оформления книги.
Книжная иллюстрация в Литве явно обогатилась с обращением к ней Кучаса, создавшего классические листы книжной графики. Задача оформления книги понималась им как создание цельного художественного организма. Художник 'переводит' литературное произведение, воспроизводя смысл книги на другом-графическом-'инструменте'. Над книгой Айшбе 'Бричка' он начал работать еще студентом художественной школы и закончил работу лишь в 1946 году. Выбор книги был не случайным, истоки творчества Кучаса уходят в глубины литовской жизни, ее природы, традиций народного искусства. Художнику захотелось воссоздать дух прошлой эпохи, быт старой деревни, воспроизвести в гравюрах добродушный строй повествования. Лаконичная, декоративная трактовка иллюстраций соответствует немногословию рассказа. Жизнь старой литовской деревни воспроизвел художник и в иллюстрациях к книгам Ю. Жемайте 'Сноха' и В. Кревэ 'Бабушкины беды'. Для каждой книги Кучас находит соответствующие образные средства, будь то книга П. Цвирки 'Закат солнца в Никском уезде', 'Сборник литовских народных песен' Б. Сруоги, 'Сочинения' С. Нерис, сборник 'Литовская советская поэзия', монографии о художниках или многочисленные альбомы. Своеобразному решению каждой книги способствует использование орнамента, его образной силы. Художник не копирует, а трактует орнамент творчески, с тем же чувством красоты, меры и вкуса, которые характерны для народного искусства. Разнообразны градации образной выразительности орнамента-лирические, эпические, символические.
Кучас - прекрасный мастер шрифта: он создал множество своеобразных его образцов. Шрифт в работе художника никогда не используется самоцельно, а 'вплетается' в иллюстрацию, плакат, экслибрис. Широки технические возможности художника. К излюбленной технике гравюры на дереве прибавились линогравюра ('Художник на природе', 1943), акварель и рисунок ('Врата Каунасского кафедрального собора', 1947), офорт ('Вильнюс зимой', 1953), цветная линогравюра ('Первый снег. Вильнюс. Улица Шевченко', 1958). Стремительная, раскованная манера все чаще стала приобретать классическую ясность и легкость.
Кучас много путешествует, результатом чего становятся циклы: 'Крымские пейзажи' (1948), 'Кавказские виды' (1954), 'Виды Китая' (1958). В блокноты-'По Литве', 'По Хосте', 'По Вильнюсу' жадный на впечатления, зоркий художник, волнуясь и спеша, заносит мимолетные впечатления. Отсюда и новые, 'быстрые', средства исполнения-тушь, графит, фломастер. Живую эмоциональную реакцию мастера вызывают то ландшафт ('Виды Тракая', 1962), то впечатления от природы ('Туман над озером. Галстас', 1965), то душевное состояние ('Осень приближается', 1962).
С 1959 года Антанас Кучас-заслуженный деятель искусств Литовской ССР. Преподавая долгие годы в Государственном художественном институте, он воспитал молодое поколение графиков, среди них А. Макунайте, Б. Демкуте, В. Армалас.
Комментарии пользователей
|
|
|