СТОППАРД Том(Английский драматург)
Комментарии для СТОППАРД Том
Биография СТОППАРД Том
СТОППАРД, ТОМ (Stoppard, Thomas) (р. 1937), английский драматург чешского происхождения. Его пьесы являют собой уникальное сочетание словесной игры и лингвистической виртуозности, сложных конструкций, комических выдумок и философских тем. Родился 3 июля 1937 в Злине (ныне республика Чехия), получил при рождении имя Томас Штраусслер. В 1946 с матерью и отчимом приехал в Англию. Бросив школу, Стоппард с 1954 занялся журналистикой. В 1960 переехал в Лондон, где начал писать для радио и телевидения. Его первая пьеса "Прогулка по воде "(A Walk on the Water) была поставлена на телевидении в 1963.
Своей первой значительной пьесой "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (Rosencrantz and Guildenstern Are Dead, 1967; русский перевод И.А.Бродского) Стоппард разом покорил театральный мир по обе стороны Атлантики. Два второстепенных персонажа из "Гамлета", классические шекспировские ничтожества Розенкранц и Гильденстерн, помещены в центр действия, подтверждая мысль Стоппарда: человек всего лишь незначительный персонаж в великой драме бытия, контролируемой непостижимыми силами. Критики осыпали похвалами Стоппарда за 'остроумную, демонстрирующую незаурядную эрудицию автора' пьесу. Типична в этом отношении рецензия Р.Драйдена из 'Обсервера': "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Тома Стоппарда - самый замечательный драматургический дебют шестидесятых'. В Англии Стоппард получил премию 'Ивнинг стандард' как самый многообещающий драматург и премию журнала 'Плейз энд плейерз' за лучшую пьесу 1967. В Америке ему вручили Премию нью-йоркских театральных критиков, а также Премию Антуанетты Перри ('Тони') за лучшую пьесу 1968.
Язвительное остроумие Стопппарда, дух экспериментаторства и чувство сцены сохраняются и в последующих произведениях, написанных колким и плодовитым пером. Следующая значительная пьеса "Прыгуны" (Jumpers, 1972) отличается сложным чередованием разных тем и стилей: в ней присутствуют элементы детектива, фарса о супружеской неверности и философского исследования. Хотя пьеса получила неоднозначные рецензии, драматургу вручили премии 'Ивнинг стандард' и 'Плейз энд плейерз' за 1972.
Следующая крупная работа писателя - "Травестии" (Travesties, 1974) была хорошо принята критикой и зрителями. Это блистательная и очень смешная смесь разных стилизаций, парадоксов, политической и интеллектуальной истории, в которой Ленин, Дж.Джойс и дадаист Т.Тцара, жившие в 1917 в Цюрихе, оказываются связанными с любительской постановкой пьесы О.Уайлда "Как важно быть серьезным". Пьеса принесла Стоппарду премию 'Ивнинг стандард' за лучшую комедию 1974. Ему были также вручены вторая премия 'Тони' за 1976 и Премия Нью-йоркских театральных критиков за 1976.
Политические пристрастия Стоппарда проявились в пьесе "Каждый хороший мальчик заслуживает награды" (Every Dood Boy Deserves Favor, 1977), написанной для труппы и оркестра (музыка Андре Превена). Место действия - тюремная больница, где содержатся сумасшедшие и диссиденты. Музыканты вводятся Стоппардом через образ сумасшедшего, верящего, что он дирижирует воображаемым оркестром; помимо того, что музыканты слушают его указания, один из них оказывается еще и его психиатром. В 1982 Стоппард предложил публике одну из своих самых признанных на сегодняшний день пьес - "Настоящее" (The Real Thing). Язвительный и забавный показ проблем и разных вариантов любовных отношений и обязательств укрепил репутацию Стоппарда как яркого и остроумного писателя, мастера пародии, интересующегося проблемами отчуждения и свободной воли. В Англии пьеса получила премию 'Ивнинг стандард' по драме за 1983, в США - Премию нью-йоркских театральных критиков за лучшую иностранную пьесу 1984. Стоппарду была вручена третья премия 'Тони' (1984).
Среди других пьес Стоппарда - одноактная "Настоящий инспектор Хаунд" (The Real Inspector Hound, 1968), "Ночь и день" (Night and Day, 1978), "Хэпгуд" (Hapgood, 1988), "Аркадия" (Arcadia, 1993) и "Любовная фантазия" (The Invention of Love, 1997).
Стоппард много работал для радио и телевидения, он автор киносценариев "Романтическая англичанка" (The Romantic Englishwoman, 1975), "Отчаяние" (Despair, 1978), "Человеческий фактор" (The Human Factor, 1980; по роману Г.Грина), "Бразилия" (Brazil, 1985), "Русский дом" (The Russia House, 1989; по роману Д.Ле Карре) и "Билли Батгейт" (Billy Bathgate, 1991; по роману Э.Л.Доктороу). Написал сценарий и поставил фильм по своей пьесе "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1991). В 1999 Стоппард получил премию Академии за лучший сценарий (фильм "Влюбленный Шекспир" - Shakespear in Love).
Комментарии пользователей
|
|
|