НЕПЕНИН Адриан(Вице-адмирал, последний командующий Императорским Балтийским флотом.)
Комментарии для НЕПЕНИН Адриан
Биография НЕПЕНИН Адриан
Адриан (Андриан) Иванович Непенин родился 21 октября 1871 года в Великих Луках, в семье потомственного дворянина, мелкого государственного служащего. В службу поступил с 1889 года. Окончил Морской кадетский корпус в 1892 году в чине мичмана.
В 1895-1896 годах служил на Черноморском флоте на канонерской лодке 'Терец'.
В 1897 году переведен в Сибирский флотский экипаж и назначен на мореходную канонерскую лодку 'Манджур'. 6 декабря 1897 года повышен в чине до лейтенанта. Участник Китайской кампании 1900-1901 годов. С началом русско-японской войны 'Маньчжур', находившейся при русском представительстве в Шанхае, был интернирован. Непенин добровольцем прибыл в Порт-Артур. Командовал миноносцами 'Властный' (10.05 - 10.06.1904), 'Расторопный' (10.06 - 27.06.1904) и 'Сторожевой' (27.06 - 20.12.1904). Во время торпедной атаки противника ночью 2 декабря 1904 года отдал приказ прикрыть корпусом своего корабля флагманский броненосец 'Севастополь'.
В 1906-1907 годах - старший офицер крейсера 'Адмирал Корнилов'. С 1907 года - капитан 2-го ранга. В 1907-1908 годах - командир миноносца 'Прозорливый'. В 1908-1909 годах - командир 2-го дивизиона миноносцев Балтийского моря. В 1909 году - командир 8-го дивизиона миноносцев Балтийского моря. Приписан к 1-му Балтийскому флотскому экипажу.
В 1909-1911 командир канонерской лодки 'Храбрый'. Капитан 1-го ранга за отличие (1911). С 1911 начальник службы связи штаба действующего флота Балтийского моря. В 1911-1914 начальник службы связи штаба командующего морскими силами Балтийского моря.
Основатель и с 17 июля 1914 первый начальник службы связи Балтийского моря. Организовал на балтийском флоте эффективную авиационную разведку и службу перехвата и дешифровки германских радиосообщений.
То, что самый современный легкий крейсер германского флота "Магдебург" распорол себе днище о камни у маяка Оденсхольм, - дело случая: туман.
То, что водолазам удалось найти на дне рядом с кораблем труп шифровальщика, прижимавшего к груди свинцовые переплеты секретных кодов кингсмарине, - удача.
Чтобы не спугнуть ее, командующий Балтфлотом адмирал Эссен объявил водолазам строжайший выговор, оповестив об этом экипажи всех кораблей. Потом водолазов по-тихому отправили во внеочередной отпуск.
Но дальше - дальше все было закономерно. Коды были переданы капитану 1 ранга Адриану Непенину, известному на флоте присказкой "Думать-то надо", постепенно урезанной до личного пароля "думато". Каперанг возглавлял службу связи Балтфлота. Это невзрачное название было псевдонимом морской разведки. Непенин, молодым лейтенантом прошедший ад Порт-Артура, своими глазами видевший гибель броненосца "Петропавловск" вместе с адмиралом Макаровым у ворот родной гавани, прекрасно понимал: без точного знания планов и намерений противника действия Балтфлота обречены.
Коды с "Магдебурга" расширяли возможности морской разведки. К тому же предусмотрительный Непенин давно приказал осуществлять радиоперехват неприятельских переговоров, записи хранить, пока не представится случай прочитать их.
Теперь такой случай представился.
Немцы так и не узнали, что коды с "Магдебурга" попали в руки русских моряков. Но цепочка неудач германского флота плюс донесения агентов вывели их на главного врага: имя Непенина в Берлине повторяли чаще, чем в Петербурге.
Эссен ушел из жизни рано. Последовали череда случайных назначений на пост командующего Балтфлотом и, как следствие, беззубые и хаотичные действия русских кораблей. В сентябре 1916 года командующим Балтийским флотом был назначен контр-адмирал Непенин - с производством в вице-адмиралы.
И сразу, вместе со своими старыми соратниками по службе связи, стал готовить фантастическую операцию, которая должна была стать ключевой в кампании 1917 года: вывести в море все главные силы флота, поднять в воздух все 108 "Муромцев", нанести удары по тыловым германским морским базам и высадить десант под Кенигсбергом.
"Увы, - восклицал биограф Непенина, - вся эта работа была выкинута революцией в мусорную корзину истории".
С того момента, как стало известно о происходящем в Петрограде, обстановка во 'флотской столице' империи (в Хельсинки) стала стремительно накаляться. На кораблях начались убийства офицеров, больше похожие не на 'революционное возмездие', а на сведение личных счетов с наиболее требовательными командирами.
Непенин в такой ситуации не нашел ничего лучшего, как скрыть революцию от матросов. Он запретил увольнения на берег, но замолчать происходящее было невозможно. Газеты, выходившие в Гельсингфорсе, писали о революции открыто, ее приветствовали на всех рабочих митингах, а Непенин делал вид, что ничего не случилось. Возможно, надеялся, что все еще повернется вспять...
Такое поведение Непенина к добру не привело. Возбуждение матросов па кораблях достигло высшей степени, и уже в половине восьмого вечера того же дня Непенин в телеграмме на имя председателя Государственной думы вынужден был сообщить: 'На 'Андрее', 'Павле' и 'Славе' бунт. Адмирал Небольсин убит. Балтийский флот как боевая сила сейчас не существует. Что могу, сделаю'. Не прошло и часа, как вслед за первой полетела новая депеша: 'Бунт почти на всех судах. Непенин'.
Февральская революция стала для флота кровавым мартом: только, по официальным данным, матросня подняла на штыки, растерзала, затолкала под лед 120 морских офицеров.
На линейных кораблях матросы под предводительством сухопутных агитаторов устроили настоящую бойню. И если на 'Андрее Первозванном' благодаря его командиру капитану 1-го ранга Георгию Оттовичу Гадду больших людских потерь удалось избежать, то на 'Императоре Павле I' кровь лилась рекой. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Адриан Иванович Непенин практически не спал, пытаясь со своим штабом найти выход из создавшегося положения.
После Февральской революции Непенин заявил о своей поддержке Временного правительства, поэтому его матросы не собирались трогать. Решили просто своей властью сместить. На многотысячном митинге они избрали нового командующего флотом - адмирала Максимова. Его на кораблях уважали за человечное обращение с нижними чинами. Непенин же повел себя вызывающе. Он заявил, что сдаст должность только по приказу правительства.
Тогда утром 4 марта к борту 'Кречета', штабного корабля командующего флотом, прибыла толпа вооруженных матросов. Они потребовали, чтобы Непенин немедленно отправился вместе с ними на Вокзальную площадь для встречи депутатов Государственной думы, прибывающих из Петрограда. Командующий сошел на пристань и в окружении матросов направился к выходу из порта. У ворот Непенина ждала еще одна группа моряков. Как позже стало ясно, это были люди, планировавшие привести в исполнение 'приговор революции'. Раздались выстрелы. Командующий был убит.
Имя одного из палачей адмирала хорошо известно. Да он и не пытался его скрывать. Звали его Петр Александрович Грудачев (1892-1978). В ту пору он был молодым матросом береговой роты минной обороны. В своей книге 'Багряным путем гражданской', изданной в Симферополе в 1971 году, он вспоминает:'Я вглядывался в адмирала, когда он медленно спускался по трапу... Вспомнились рассказы матросов о его жестокости, бесчеловечном отношении. И скованность моя, смущение отступили: передо мной был враг. Враг всех матросов, а значит, и мой личный враг. Спустя несколько минут приговор революции был приведен в исполнение. Ни у кого из четверых не дрогнула рука, ничей револьвер не дал осечки...'
Смерть адмирала была выгодна большевикам - они уже лелеяли идею превращения империалистической войны в войну гражданскую, а позиция Непенина была выражена им без обиняков: "Мои корабли по своим стрелять не станут". Его смерть была выгодна немцам; они так и не узнали об операции Балтфлота, запланированной Непениным на 1917 год, но и в роли руководителя морской разведки он причинил им немало хлопот.
Очевидец и участник тех трагических событий лейтенант Тирбах пишет: 'В тот же день вечером я, взяв команду штаба и грузовик... поехал и обыскал несколько свалок трупов офицеров, пока в конце концов не нашел тело адмирала... Привез его на береговую квартиру комфлота, обмыл и одел его (у него кроме двух пулевых ран было еще три раны штыковых), заказал гроб и устроил наследующий день похороны... Едва успели мы это сделать, как туда пришла толпа матросов и стала требовать от кладбищенского священника указания могилы Непенина. Но тот сказал, что не знает... Так и осталась могила нетронутой'. Она и по сей день находится на русском православном кладбище в Хельсинки.
Награды
Бухарская Серебряная звезда II степени (1893) Орден Святого Станислава III степени (9.4.1900) Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (28.12.1900) Серебряная медаль в память военных событий в Китае 1900-1901 годов (1901) Японский Орден Священного Сокровища IV степени (1902) Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (11.10.1904) Орден Святого Георгия IV степени (3.9.1905) Серебряная медаль в память войны 1904-1905 годов (1906) Нагрудный знак в защитника крепости Порт-Артур (1913) Орден Святого Станислава I степени с мечами (19.1.1915) Орден Святой Анны I степени с мечами (14.3.1916)
Комментарии пользователей
|
Пётр для НЕПЕНИН Адриан |
Адмирал Непенин был в числе заговорщиков поддержавших переворот и сместивших Государя .Первым из Главкомов поддержал Временный комитет Думы.
Балтфлот клятвенно заверял Ставку и Временный комитет что поддерживает свержение. Мало этого открыто сносился с Ставкой и торопил ее с решением поддержки Думы о свержении. В итоге зверства матросов Балтфлота стали эталонном разнузданного убийства . Посеяв ветер пожали бурю. Пример Божьего наказания. Ночью пили шампанское в "честь" отречения Государя и переворота , а на слудующую ночь дрендоут Андрей Первозванный уже выставил на клотик красный фонарь и навел главное орудие дрендоут на Павел I. И началась резня не только офицеров но и старшин с кондукторами. Ночь в Гельсинфоргсе сатанинская под крики убиваемых и все кто пил шампанское тряслись в кают кампании и не могли помощь убиваемым. В ту ночь все корабли вывесили красный фонарь на клотики. И Непенинский со штабом тоже. Днем пошли уже убийства по спискам и выбрали другого командующего. Непенин все время рассылал приказы что он поддерживает свержение и даже первым был в числе ниспровергателей. Это не помогло. Убивали под руководством Совета рабочих и солдатских депутатов которым не нужна была республика. Нужен был социализм |
|
|