Вузы вынуждены принимать слабых абитуриентов
Несмотря на сокращение бюджетных мест, демографический спад вынуждает российские вузы принимать абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ.
Число бюджетных мест было сокращено на 10%, но, несмотря на это, демографический спад все равно вынуждает вузы принимать студентов с низкими баллами по ЕГЭ, сообщает Examen.ru. Между тем, начальник управления контроля и оценки качества
образования Рособрнадзора Татьяна Бархатова уверяет, что сокращение бюджетных мест идет в ногу с демографическими тенденциями. "Количество бюджетных мест в этом году было сокращено на 10%. При этом демография, которая в целом идет по выпускникам, составляет чуть выше 10%. То есть сокращение бюджетных мест выстроено ровно на демографическую ситуацию, которую мы сегодня имеем в России".
Однако проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович в интервью РИА Новости сообщил о том, что российские вузы, установившие высокий проходной балл по ЕГЭ, оказались вынужденными принимать абитуриентам с более низкими результатами.
Согласно исследованию ГУ-ВШЭ, в этом году легче всего поступить оказалось в Брянский государственный технический университет, где средний балл по ЕГЭ составил всего 39. Кроме того, среди вузов с самым низким средним баллом по ЕГЭ оказались Санкт-Петербургский государственный морской университет (40,7 балла), Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск (43,7 балла), Санкт-Петербургский институт машиностроения (45,1 балла) и Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск.
В столичный список вузов с самым низким баллом по ЕГЭ вошли Московский государственный университет прибороустройства (49,3 балла), Московский государственный агроинженерный университет (51,7 балла), Московский государственный университет леса (52,1 балла), Московский государственный текстильный университет им. А.Косыгина (53,8 балла) и Московский государственный университет технологий и управления (53,8 балла).
Заместитель декана по учебной работе философского факультета МГУ и заведующая кафедрой философии образования Елена Брызгалина говорит, что не только демография стала причиной этой ситуации, но и неверный подход вуза к позиционированию себя. "Вынужденные меры, предпринимаемые в текущем году некоторыми вузами в связи с низким вступительным конкурсом, помимо демографического спада обусловлены и другими факторами, среди которых, в частности, недостаточная эффективность маркетинговой стратегии, не привлекшей в конкретный вуз абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ, а также просчеты вузов в определении льгот победителям олимпиад разного уровня, приведшие к тому, что победители и призеры ушли в другие вузы, предоставившие более "весомые" льготы", - говорит эксперт.
Тем не менее, роль демографического фактора нельзя недооценивать. По словам ответственного секретаря приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Василия Родионова, в настоящее время количество выпускников школ приближается к числу бюджетных мест в вузах. "При этом, говоря о том, что вследствие демографического спада вузы вынуждены принимать абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ, необходимо принимать во внимание неравномерность спроса на гуманитарные и технические специальности среди абитуриентов. В настоящее время сохраняется ситуация существенного преобладания интереса к гуманитарным специальностям по отношению к техническим - к примеру, более 50% выпускников школ сдают ЕГЭ по обществознанию и только 25% выбирают физику", - отмечает он.
Таким образом, общий уровень подготовки первокурсников серьезно снизился, особенно, на технических специальностях. Это принесло вузам дополнительные проблемы. "Технические вузы оказываются в более сложном положении, чем гуманитарные, им приходится брать абитуриентов с низким баллом по ЕГЭ и в дальнейшем принимать на себя функцию школы - организовывать дополнительную подготовку первокурсников, чтобы поднять уровень их знаний и не допустить значительных отчислений в первую сессию, - рассказывает Василий Родионов. - Если бы "по мановению руки" возможно было выровнять востребованность технических и гуманитарных специальностей среди молодежи, это во многом позволило бы исправить существующую ситуацию и повысить конкурс в технические вузы".
Однако так просто проблему не решить. Власти говорят о том, что со стороны бизнеса должен быть заказ на нужных им специалистов и компании должны работать с вузами и студентами. Это поможет обеспечить рынок необходимыми ему кадрами, а вузам обучать по нужным для экономики профессиям. "Необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, которые по-настоящему интересуют рынок, востребованы работодателями, подготовлены для модернизации экономики", - говорил ранее президент России Дмитрий Медведев.
Между тем, низкая популярность технических, в частности, инженерных специальностей выглядит весьма странно. Дело в том, что инженеры весьма востребованы на рынке труда. Эти специалисты входят в тройку самых дефицитных наряду с рабочими и менеджерами по продажам.
Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров объясняет дефицит инженеров тяжелым периодом 90-х. "Проблема дефицита инженерных специальностей назревала не один год, - комментирует он. - Во времена перестройки специалисты искали дополнительные способы заработка и уходили в торговцы и предприниматели. Вследствие спада производства 90-х годов выпускники ВУЗов так же вынуждены были искать иные пристанища своим амбициям - на хорошую должность по специальности устроится крайне сложно, в более или менее свободном доступе оставались вакансии с мизерными зарплатами. Поэтому неудивительно, что в настоящее время профессиональных инженеров не хватает".
Таким образом, вузы столкнулись с серьезной проблемой: бюджетных мест больше, чем способных абитуриентов. Главным образом, это касается технических вузов, теряющих популярность среди молодежи. Высшее образование не отвечает требованиям рынка труда, однако хочется надеяться на смену этой тенденции на противоположную.
|