Хворостовский в роли конферансье
В Москве дан старт новому концертному проекту, призванному порадовать поклонников Дмитрия Хворостовского, а также меломанов, жаждущих слышать в России зарубежных звезд современной оперы.
Жанр не новый и беспроигрышный: "звезда представляет..." До начала концерта Хворостовский появился перед оркестром вместо конферансье и объявил, что готовит большую серию концертов "Дмитрий Хворостовский и друзья", в которой представит своих партнеров по зарубежной оперной сцене.
Первой оказалась знаменитая американка Рене Флеминг. Она дебютировала в 1986 году в Зальцбурге в партии Констанцы в опере Моцарта "Похищение из сераля". Дебют положил начало ее успешной мировой карьере в лондонском Covent Garden, нью-йоркской Metropolitan Opera и других ведущих оперных театрах. Она является обладательницей двух премий Grammy, удостоена звания Командора искусств и литературы Франции. Флеминг участвовала в записи саундтрека к трилогии "Властелин колец". А прошлым летом она записала джазовый альбом.
Разумеется, столь высокорейтинговой исполнительнице адресуются все комплиментарные эпитеты, какие только способна произвести музыкальная критика и PR-службы. Она и "золотой голос", и "художник сцены", ей подвластен "широкий диапазон чувств и стилей". Короче, примерно все то, что принято писать про Хворостовского.
На московском концерте обнаружилось, что общие черты есть не только в имидже певцов, но и в их вокальных амплуа. Голос Флеминг не поражает мощью. Она пела арии и дуэты Верди из "Отелло" и "Травиаты", а также заключительную сцену из "Евгения Онегина" Чайковского, то есть репертуар, предназначенный для больших сцен. Но было очевидно, что ей близка камерная манера исполнения, предполагающая тонкость нюансировки, аккуратность в отделке фраз, изысканность. Иными словами, то, что нужно рассматривать вблизи, как ювелирное украшение, и что разумнее демонстрировать в салоне среди тонких ценителей, чем в огромном зале, набитом ажиотированной толпой.
К чести Флеминг, она справилась с ситуацией, заставив оркестр умолкать до шепота, а публику - слушать ее прочувствованные молитвенные pianissimo. Кроме того, ее выручил волнующий тембр голоса - тревожный, придающий трагическую окраску даже самым спокойным музыкальным фразам. Хворостовский оттенил артистичное пение партнерши аккуратным исполнением арий из опер Массне, Верди, Мусоргского и своим участием в дуэтах из "Травиаты" и "Евгения Онегина". Хор Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова старательно изобразил цыган из "Трубадура" и поселян из "Князя Игоря". И если бы не камерный оркестр под руководством Константина Орбеляна, трогательно пытавшийся сладить с увертюрами к "Сицилийской вечерне", "Кармен" и вступлением к "Лоэнгрину", Большой зал консерватории, пожалуй, и в самом деле мог бы на сей раз показаться подобием изысканного камерного салона.
Газета.gzt.ru
|