Большинство россиян недовольны качеством услуг ЖКХ
Большинство россиян (64%) сегодня не удовлетворены работой жилищно-коммунальных служб, которые отвечают за эксплуатацию их домов.
По данным Фонда "Общественное мнение", по сравнению с 1999 годом, когда этот вопрос был задан впервые, доля недовольных возросла на 25 процентов. Можно предположить, что дело тут не только в снижении качества услуг, но и в постоянном росте тарифов, - платя больше, потребители предъявляют "коммунальщикам" более высокие требования.
В январе 2006 года плата за услуги ЖКХ выросла, согласно данным опроса, как минимум у 60% россиян. При этом только 12% опрошенных утверждают, что они платят столько же, сколько в декабре прошлого года, 18% - затрудняются с ответом, а 10% - вообще не имеют, по их словам, доступа к услугам ЖКХ, то есть не пользуются ничем, кроме электричества (на селе таких людей почти четверть - 22%, в малых городах - 10%).
Две трети респондентов, заявивших, что в январе они платили больше, чем в декабре (40% от всех опрошенных), отмечают, что это значительно ухудшило их материальное положение; более чем вдвое реже опрошенные говорят о незначительном ухудшении (17%), и лишь 3% - сообщают, что рост тарифов никак не повлиял на уровень их благосостояния. Участников опроса, признавших, что новые тарифы в той или иной мере сказались на их семейных бюджетах (то есть 57% опрошенных), попросили рассказать, что они собираются в связи с этим предпринять. 17% россиян принимают перемены смиренно и ничего предпринимать не собираются ("буду уповать на Бога", "смирюсь и буду платить").
В сообщении фонда "Общественное мнение" подчеркивается, что менять работу или искать приработки, чтобы справиться с новыми тратами, готовы лишь 5% респондентов ("будем деньги зарабатывать"). Некоторые (3%) собираются экономить на других статьях расходов, дабы расплатиться за услуги ЖКХ ("экономить на одежде, транспорте, питании"). Другие (1%) рассчитывают сэкономить на потреблении самих услуг ЖКХ: установить счётчики и платить по ним за реальное потребление, а не за некие потребительские нормативы, начисляемые коммунальными службами ("индивидуальные счётчики ставить надо"). 2% предполагают оформить субсидию, которой прежде не пользовались.
И, наконец, 3% опрошенных собираются "качать права": 2% - участвовать в коллективных акциях протеста ("выходить на митинг"), а 1% - бороться в индивидуальном порядке, обращаясь в суд или к представителям местной власти.
Как утверждают 7% респондентов, там, где они живут, в последний месяц проходили реальные акции протеста в связи с повышением платы за услуги ЖКХ. Большинство опрошенных (63%) одобряют такие акции (не одобряют их - 10%, воспринимают безразлично - 18%), но о готовности присоединиться к протестующим респонденты заявляют заметно реже (38%). Наибольший протестный потенциал - в Южном федеральном округе, где выражают готовность присоединиться к массовым акциям 55% опрошенных.
Естественно, чаще других готовность участвовать в акциях протеста декларируют те, чьё материальное положение в результате роста тарифов значительно ухудшилось (51% этой группы). Впрочем, даже среди тех, у кого расходы на услуги ЖКХ совсем невыросли, доля заявляющих о готовности стать участниками массовых акций протеста ненамного ниже (40%).
|