В России интернет по популярности догнал радио
ВЦИОМ провел исследование популярности разных каналов информации среди россиян. Как выяснилось, Всемирная паутина уже сравнилась по популярности с эфирным радио, хотя безусловным лидером остается телевидение.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование каналов информации, которым россияне отдают предпочтение, частоты использования интернета и отношения жителей России ко всемирной Сети. Всероссийский опрос проведён 30 сентября - 1 октября 2006 г. В его ходе было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность исследования не превышает 3,4%.
Согласно данным ВЦИОМ, подавляющее большинство россиян - 85% - предпочитают получать информацию из передач центрального телевидения. В числе часто используемых источников информации 40% респондентов отмечают областное телевидение, 32% - региональное, 31% - центральные газеты. Региональные и областные газеты указывают 27% и 23% опрошенных. Интернет в качестве основного источника информации используют 13% россиян, что сравнимо с показателями популярности областного и регионального радио (13% и 10%). Наибольшая доля людей, часто использующих интернет в качестве источника информации, проживает в Москве и Санкт-Петербурге - 26%. В крупных и средних городах их доля сокращается до 16-18%, а в небольших городах и селах - до 7-10%.
За год телевидение увеличило свою аудиторию: доля россиян, использующих центральное телевидение для получения информации, возросло с 76% до 85%, областное - с 32% до 40%, региональное с 28% до 32%. Доля интернета выросла мало: с 10 до 13%. Тем не менее, сегодня интернетом пользуется уже почти четверть россиян. Из них 5% используют ресурсы глобальной Сети ежедневно, еще 8% делают это несколько раз в неделю, 6% - несколько раз в месяц, 4% - эпизодически.
Чаще остальных обращаются к интернет-ресурсам люди с высшим и незаконченным высшим образованием: 25% из них используют интернет не реже нескольких раз в неделю, 11% - несколько раз в месяц, еще 9% - не менее 1 раза в полгода. Минимальной оказалась в данной группе доля тех, кто интернетом не пользуется в принципе - 54%. Обратная ситуация сложилась среди респондентов с образованием ниже среднего: лишь 4% представителей данной группы выходят в интернет хотя бы несколько раз в неделю, в то время как 92% из них заявили, что вообще не пользуются ресурсами всемирной Сети.
Большинство пользователей интернета - 77% - нуждается в нем для решения вопросов, связанных с работой или учебой. 44% опрошенных выходят в интернет, чтобы почитать новости и воспользоваться электронной почтой. Каждый пятый респондент в интернете общается или занимается просмотром фильмов и прослушиванием музыки. Играют во всемирной Сети 11% российских пользователей интернета.
Наиболее активные интернетчики - россияне с доходом на одного человека более 5000 рублей в месяц. Они чаще остальных используют электронную почту (54%) и новостные сайты (52%), а также общаются в сети (27%) и ищут через интернет друзей (15%). Люди с небольшим достатком (доход менее 1500 тысяч рублей на человека в месяц) чаще других используют интернет для скачивания музыки и фильмов (в 25% случаев).
Рассматривая интернет как один из каналов получения информации, 44% россиян соглашаются с точкой зрения, что это, прежде всего, мощный ресурс получения оперативной и достоверной информации. В то же время 27% опрошенных относятся к нему более настороженно, отмечая фактическое отсутствие контроля на просторах всемирной Сети.
В целом позитивно оценивают россияне и роль интернета в организации общения людей: 43% респондентов полагают, что с его помощью люди становятся ближе друг к другу. Не согласны с ними 28% опрошенных.
Более половины населения России (54%) признают, что интернет оказывает большое влияние на многие сферы жизни. Противоположной точки зрения придерживаются 19% респондентов: они видят во всемирной компьютерной сети всего лишь игрушку и модное увлечение.
Россияне в целом терпимо относятся к "интернетчикам" или активным пользователям интернета. 47% опрошенных не видят существенных отличий этой группы от остальных людей. 22%, напротив, отмечают, что чрезмерное увлечение интернетом ощутимо сказывается на человеке, делая его непохожим на обычных людей.
|