Россия прорубит через Арктику торговый путь
Торговые суда, идущие через Арктику, не рискуют попасть в руки пиратов. К тому же проход по Северному морскому пути короче известных маршрутов в Индийском океане более чем на треть. Атомный флот России готов обеспечить не только проводку кораблей, но и организовать добычу природных богатств региона.
Протяженность эталонного маршрута Роттердам - Йокогама при следовании через Индийский океан составляет 11 200 морских миль. При следовании по Северному морскому пути, через Арктику, расстояние сокращается на 3900 морских миль, или на 34%, а времени в пути с 33 суток до 20. К тому же идущие через Арктику суда при помощи "Росатомфлота" не рискуют подвергнуться нападению пиратов, активных в южных морях.
Судоходство по Северному морскому пути активно обсуждается в правительстве России. Законопроект, регулирующий транспортировку грузов по этому маршруту, уже внесен в Госдуму и может быть принят до конца 2011 года. Как ранее заявлял премьер-министр Владимир Путин, Северный морской путь - из Европы в Азию - станет одним ключевых торговых маршрутов глобального значения и масштаба. Его потенциальный грузопоток - 50 миллионов тонн в год.
В этом году по Северному пути уже было осуществлено несколько крупных транзитных проводок, общий объем перевезенных грузов составил 685 тысяч тонн. С февраля по апрель, например, в акватории Финского залива в тяжелых ледовых условиях обеспечивал проход судов ледокол "Вайгач". В 2012 году, по оценкам "Росатомфлота", транзит только навалочных грузов прогнозируется в объеме 1,8 миллиона тонн, а с учетом перевозки нефти и других ресурсов он может достигнуть и пяти миллионов тонн.
"Росатомфлот" уже вошел в ряды крупнейших транспортных компаний. Структура "Росатома" за два года превратилась из дотационной (в 2009 году субсидии федерального бюджета составляли 1800 миллиона рублей, а выручка - только 985 миллиона рублей) в прибыльную. В 2011 году на 1400 миллиона рублей из федеральной казны атомный флот заработал 1521,5 миллиона рублей.
"Флот стал более управляем, лучше обслуживается, заметно, что у него появился мощный руководитель с сильными связями. Кроме того, госкорпорация "Росатом" идет навстречу своим партнерам", - заявил на пресс-конференции начальник высокоширотной арктической экспедиции института Арктики и Антарктики Владимир Соколов.
В ближайшей перспективе планируется строительство трех новых дизельных и одного атомного ледоколов. На это в федеральном бюджете уже запланировано выделение 25 миллиардов и 20 миллиардов рублей соответственно. "Надеюсь, к 2020 году строительство новых атомных ледоколов уже будет завершено. Кроме того, на 14-15-й годы запланировано начало проектирования универсального атомного ледокола проекта ЛК-60 мощностью 60 мВт. В новых ледоколах будет изменена форма корпуса и применены иные новшества, благодаря этому проходимость ледокола увеличится на 25-30%", - сказал заместитель генерального директора "Росатомфлота" Андрей Смирнов.
Строительство новых атомных судов становится актуальным не только из-за транспортных преимуществ Арктики, но и благодаря планам по освоению природных богатств региона. Атомоходы позволяют проводить в Арктике операции любой технической сложности - в том числе осуществлять проводку супертанкеров, геологоразведку дна Арктики, обеспечение нефте- и газодобычи.
По данным ученых, на территорию к северу от Полярного круга может приходиться около 22% неоткрытых, технически извлекаемых мировых запасов нефти и газа. Атомный ледокол "Россия" и научно-экспедиционное судно "Академик Федоров" совершили уже несколько экспедиций по определению границ континентального шельфа. Решение этой задачи позволит России активнее развивать добычу полезных ископаемых в регионе.
|