Нобеля по химии дали за обман природы света
Нобелевская премия по химии за 2014 год в Стокгольме присуждена за исследование суперфлуоресцентной микроскопии ученым Эрику Бетцигу, Стефану Хеллу и Уильяму Морнеру.
Как уточнила Царская шведская академия наук, отвечающая за присуждение заслуги, суперфлуоресцентная микроскопия дозволяет учить строение различных объектов на чрезвычайно малых масштабах. Эрику Бетцигу, Стефану Хеллу и Уильяму Морнеру получилось, по идее, проследить "развитие флуоресцентной микроскопии со сверхразрешением".
Ежели испробовать это все перевести на русский язык, то основное достижение победителей состоит в том, что способы, созданные учеными, получили собирательное заглавие "наноскопия": они позволяют рассматривать микрообъекты, к примеру молекулы внутри клетки, с разрешением порядка нанометров. Ранее открытия являлось, что ни глазом, ни сколь угодно сильным микроскопом нельзя рассмотреть что-то, что меньше длины световой волны. Впрочем научные работники оказались коварнее природы и выдумали, как обойти данную сложность.
Еще в 2000 году Стефан Хелл выдумал, как использовать для этого пару лазеров. 1 вынуждал молекулы светиться, а 2 "гасил" свечение, исходящее отовсюду, помимо ничтожно малой (нанометровой) области. Следовательно, поле зрения сканируется большое количество раз, и из получившихся иллюстраций собирается готовое изображение. Относительно Бетцига и Мернера, их способ базируется на том, чтобы включать и выключать свечение отдельной молекулы либо плотно связанных друг от друга групп молекул. Как и в первом случае, итоговая иллюстрация собирается из постоянных повторений опыта. Работа опубликована в 2006 году; таким образом, интервал между научным достижением и заслугой оказался нетипично коротким.
Ранее фирма Thompson Reuters испробовала предвещать победителей премии нынешнего года. В качестве претендентов на Нобелевскую премию по химии называли Чина Тана и Стивена ван Слайка. Данные научные работники предложили технологию органических светодиодов, которая применяется в мониторах прогрессивных ТВ и телефонов. Иными претендентами являлись Чарльз Кресге, Рен Ре и Гален Стаки, придумавшие мезопористые материалы, и еще Грэм Моуд, Эдзио Риддзардо и Шан Тханг с техникой аддитивной фрагментационной полимеризацией с переносом цепи. Мониторинг компании, как и в случае премий по физике, физиологии и медицине, не оправдался.
В минувшем году премию по химии получили Мартин Карплус, Майкл Левитт и Ари Варшель за компьютерное прогнозирование сложных химических систем. Исследуя молекулу дифенилгексатриена, химикам получилось в разных приближениях продемонстрировать, где уместно применение способов традиционной механики - молекулярной динамики, а где - квантовой при помощи уравнения Шредингера.
Накануне победителями Нобелевской премии в области физики стали японские научные работники Исама Акасаки, Хироши Амано, Судзи Накамура. Как заявил комитет при Королевской академии наук, награда вручена "за изобретение действенных голубых светодиодов, обеспечивающих яркие и сохраняющие энергию информаторы белого света". Председатель Нобелевского комитета по физике Пер Делсинг объявил, что "исследования японцев считаются новаторскими".
|