В ходе распродаж многие магазины злоупотребляют доверием покупателей
"Но если человек знает свои права, его обмануть гораздо сложнее", - считают эксперты.
Согласно статье 25 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества, не подошедший ему по форме, размеру, фасону, габаритам или комплектации. Исключение составляют товары, не подлежащие обмену или возврату (постановление Правительства N 55 и статья 25 того же Закона).
Товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены при продаже, также подлежит возврату или обмену в течение всего гарантийного срока. А при его отсутствии - в течение двух лет. Ограничивать данные права потребителя, в том числе и в отношении товаров, реализованных на распродаже, продавец не вправе. Что касается продуктов питания, то здесь продавец обязан возвратить вам деньги за некачественный товар, даже если вы его вскрыли. Если продавец отказывается вернуть деньги, смело обращайтесь с жалобой в органы Роспотребнадзора.
Помните: в борьбе за качественный товар вашим союзником станет товарный чек. Если же чек по какой-то причине вами был утрачен, то факт и условия покупки товара у данного конкретного продавца можно доказать и свидетельскими показаниями, а также другими документами, которые прилагались к товару (гарантийный талон, технический паспорт, ярлыки и т.п.). Согласно пункту 5 статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" отсутствие у потребителя кассового или товарного чека или иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, а также отсутствие упаковки не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Однако каждый потребитель должен знать о существовании специального перечня товаров, которые обмену или возврату не подлежат. Этот список должен быть обязательно размещен на видном для ознакомления потребителей месте в каждой торговой точке. Товар из "заветного списка" вы сможете обменять в случае, если сможете доказать, что продавец не предоставил вам этой обязательной информации и это повлияло на ваш выбор при покупке товара, считает Антон Недзвецкий. В таком случае вы сможете расторгнуть договор купли-продажи и возвратить уплаченную сумму.
Если же изъян возник еще до продажи товара, то за это отвечает последний продавец. Именно он должен провести предпродажную подготовку. Однако не стоит забывать о том, что некоторые дефекты могут быть скрытыми. Тогда на помощь приходит экспертиза. "Главное правило" экспертизы: сдавая товар, требуйте подробного его описания (каков внешний вид товара, есть ли царапины на поверхности, есть ли механические повреждения или следы воды). Только в этом случае вы будете застрахованы от всяких случайностей, происшедших с товаром без вашего ведома.
Интернет-магазины - отдельная тема. Регламентация работы с ними вошла в серию последних поправок Закона "О защите прав потребителей". В частности в примечаниях к статье 26 говорится, что потребителю в момент доставки товара должна быть предоставлена полная информация о товаре, а также информация о возможности вернуть товар в течение 7 дней без объяснения причин. Если же эта информация ему предоставлена не была, то право вернуть товар продлевается до трех месяцев без объяснения причин и вне зависимости от того, качественный это товар или нет. "Это только кажется, что интернет-магазин - это некое виртуальное пространство. На чеке, который вам принесли вместе с товаром, должен быть адрес магазина и ИНН. И даже если адреса нет, то по ИНН вы можете через налоговую службу узнать адрес этого магазина", - считает Надежда Головкова.
|